Что такое upcycling и почему это один из самых интересных модных трендов

13 апреля 2020

«По всему миру потребителей станут больше беспокоить вопросы экологии. Они будут ждать от модных брендов более этичного подхода к производству и использованию имеющихся ресурсов», — строит прогнозы агентство McKinsey на 2020 год. «К 2050 году пластика в океане станет больше, чем рыбы», — предупреждает официальный сайт Stella McCartney. Gucci тем временем отказываются от использования натурального меха, а H&M Group запускают новый бренд Arket, предлагающий вещи из переработанного океанического мусора, пряжи, кашемира и шерсти мериноса. Кажется, модная индустрия всерьез прониклась идеей sustainability (по крайней мере, хотелось бы так думать).

Если про ресайклинг все уже все уяснили, то как насчет пресайклинга, даунсайклинга и апсайклинга? Как можно догадаться, пресайклинг (precycling) — это своеобразная терапевтическая мера; условно говоря — использование бумажных пакетов вместо пластиковых. Даунсайклинг (downcycling) — переработка высококачественных материалов во что-то более низкопробное ввиду технических сложностей. Яркий пример тому — изготовление парковых скамеек и пуговиц из сданных в утиль лопастей ветряных установок (ничего другого из них уже не получится).

И наконец, самое интересное — апсайклинг (upcycling). Это повторное использование готового материала без попыток его переработать. Например, как в коллекции нью-йоркского хайпового бренда Vaquera, где часть вещей была взята из секонд-хенда Buffalo Exchange и, что называется, переосмыслена. Сейчас с этим активно экспериментируют молодые бренды — причем не всеми из них руководят благородные цели сохранить планету голубой, кто-то просто любит работать с винтажными тканями. Рассказываем о самых любопытных из них.

Jahnkoy

Бренд Марии Казаковой, финалистки престижного конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize, пока что известен двумя яркими проектами: выпускной работой Марии The Displaced и коллаборацией с Puma. В первом случае она использовала винтажные спортивные костюмы. После того как им придали новые силуэты и покрыли их вышивкой, они стали выглядеть аутентично (и очень современно). Вот оно, доказательство того, что настоящий талант может работать с любыми материалами.

Rianna + Nina

Рианна Нектария Куну — художница по костюмам, Нина Кун — специалист по коммуникациям (раньше она работала в Galeries Lafayette). Они познакомились на мебельном блошином рынке в Берлине, а уже во время следующей встречи придумали концепцию своего будущего бренда одежды — кимоно, сшитые из винтажных платков. Часто это оригиналы Hermès и Dior, так что цены могут подниматься до $15 000. Но даже если вы берете модель за $800, можете быть уверены, что второй точно такой же больше ни у кого нет и не будет.

Charlotte Bialas

Сайт французского бренда Charlotte Bialas может послужить чем-то вроде пособия по истории французской моды второй половины XX века. Все платья сшиты из винтажных тканей — часто это редкие образцы из знаменитого ателье Sache, которое в 60–70-е годы выполняло заказы Dior, Balenciaga и Schiaparelli, или со швейцарской фабрики «Абраам» Густава Зумстега, с которой сотрудничал модный дом YSL. Каждое платье пронумеровано, будто коллекционная книга, выпущенная маленьким тиражом.

Irma de Flore

Про марку грузинской художницы Ирмы Шарикадзе знают многие. Irma de Flore выпускает фантастические кимоно из тканей, которые датируются XVIII веком. Нам, конечно, видится, что это история скорее про эстетство, чем про экологию, но да, это тоже апсайклинг.

Elvis & Kresse

В 2011 году соосновательница бренда Кресс Уэслинг была номинирована на премию Cartier Women’s Initiative за проект Elvis & Kresse, дающий вторую жизнь испортившимся пожарным рукавам (да, именно так). Изначально они вместе с мужем Джеймсом Хенритом делали из них ремни, но сейчас переквалифицировались в дизайнеров сумок. 50 % от прибыли направляется организациям, борющимся за улучшение текущей экологической ситуации.

Rachel Freire

Имя Рейчел Фрейр вам может быть уже знакомо — она делала сценические костюмы для Мадонны, Кортни Лав и Бет Дитто. А еще она периодически выпускает собственные коллекции — преимущественно из фабричных остатков кожи. Особенно горячо все обсуждали ее шоу весна–лето 2012: она вывела на подиум моделей в нарядах, декорированных коровьими сосками (эти части никогда не используют в производстве). Звучит и выглядит достаточно мерзко, но это было все-таки не только модным показом, но и активистской практикой. Так дизайнер хотела привлечь внимание к проблеме нецелесообразного использования ресурсов в модной индустрии.

Anekdot

Милый бренд нижнего белья шведки Софи Андерсон. Она скупает винтажные кружева в антикварных магазинах и фабричные остатки от отрезов шелка, чтобы сшить из них пижамные шорты с завышенной линией талии и комплекты белья в ретростилистике.

Schmidt Takahashi

Всегда хотели знать историю вещи, которую купили в секонд-хенде? Берлинский проект Schmidt Takahashi готов вам предоставить эту возможность. Люди, уставшие от своих вещей, приносят их к ним в магазин, команда Schmidt Takahashi заводит для них ID и вносит в электронную базу. Потом дизайнеры магазина перешивают старые вещи в более современные и крепят на них QR-код, отсканировав который потенциальный покупатель может прочитать историю предыдущего владельца. И так до бесконечности — Schmidt Takahashi воодушевляют приносить им купленные у них же вещи обратно (когда наскучат), чтобы продолжать своеобразную летопись.

Секонд хенд Алматы


Источник: lofficielrussia.ru
 


Опросник
Как часто Вы обновляете свой гардероб?